Достаточно часто в жизни владельца частного дома или дачника возникает необходимость обогрева отдельно стоящей мастерской, гаража, бани, теплицы и любой другой постройки хозяйственного предназначения, не подключенной к общей системе отопления. Каким образом создать необходимый температурный режим в таком помещении? Для этого нужно использовать источники автономного отопления. Одним из подобных отопительных устройств является котел, использующий в качестве топлива отработанное моторное масло.
Преимущества котла на отработанном масле

Необходимо отметить, что в регионах средней полосы России использование подобного отопительного оборудования мало распространено. Это связано с тем, что многие владельцы загородной недвижимости только в самое последнее время начали понимать, что отопление на отработанном масле имеет массу преимуществ, основными из которых являются следующие:
- Доступная стоимость отопительного оборудования, а также возможность изготовления котла собственными руками. Затраты на приобретение необходимых материалов и последующее изготовление отопительного оборудования окупаются в течение всего лишь одного сезона.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива - Использование дешевого топлива. Котлы на отработке в качестве топлива могут использовать любое масло, в том числе моторное, трансмиссионное и прочие разновидности жидких смазочных материалов минерального и синтетического происхождения.
- Самодельный котел имеет незначительные собственные габариты. Он способен обеспечить быстрый прогрев отапливаемого помещения и стабильно поддерживать в нем желаемый уровень температурного режима.
- Экологическая чистота, отсутствие в отапливаемом помещении неприятных запахов. Это возможно в результате того, что в топке происходит полное сгорание топлива, без образования черного дыма и копоти. К тому же, подобное оборудование позволяет решить проблему утилизации отработанных смазочных материалов.
- Котел на отработанном масле, после внесения в его конструкцию соответствующих изменений, может выполнять функцию устройства, предназначенного для подогрева воды или воздуха.
Особенности котлов на отработке
Основная особенность котла на отработке заключается в том, что в топке происходит сгорание газо-воздушной смеси, полученной в результате пиролиза масла. В настоящее время на рынке присутствуют две разновидности устройств отопления данного типа, отличающихся друг от друга способом подачи масла в полость испаряющей камеры.
Одна из этих двух разновидностей – котлы на отработке, в которых топливо поступает в камеру сгорания снизу. Реализация способа доставки топлива может быть самой разнообразной. Самым простым вариантом является применение принципа сообщающихся сосудов. Топливный бак соединяется с топкой трубой достаточно большого сечения, в результате чего отработка перетекает в камеру сгорания самотеком. В более совершенных системах подачу топлива в топку осуществляет специальный масляный насос.

Котлы на отработанном масле второго типа реализуют подачу топлива в камеру сгорания капельным способом. В обогревательных устройствах этой разновидности на поверхность предварительно разогретой металлической чаши топливо поступает по каплям. Упавшая на раскаленную поверхность капля масла мгновенно испаряется, пары масла смешиваются с атмосферным воздухом, нагнетаемым вентилятором небольшой мощности. Полученная обогащенная пиролизная смесь сгорает в топке, выделяя огромное количество тепловой энергии.
Как сделать котел своими руками?
Чтобы изготовить котел на отработке своими руками, необходимо иметь чертежи будущей конструкции, а также приобрести следующие конструктивные элементы будущего устройства:

- погружной центробежный насос, предназначенный для доставки масла в камеру сгорания из бака;
- компрессор для нагнетания атмосферного воздуха в полость камеры сгорания;
- циркуляционный насос, позволяющий создавать движение теплоносителя по каналам «рубашки» котла;
- цилиндрическая емкость из металла (баллон для пропана), которая будет использована в качестве корпуса устройства обогрева;
- тормозной диск от легкового автомобиля;
- стальной лист толщиной 4 мм;
- горелка, предназначенная для воспламенения пиролизной смеси;
- трубы и фитинги необходимого диаметра.
Котел на отработке следует собирать, соблюдая следующую последовательность выполнения операций:

- Прежде чем приступить к разрезанию пустого баллона, в котором ранее хранился пропан, необходимо позаботиться о полном опорожнении емкости.
- Используя угловую шлифовальную машину, в корпусе баллона следует вырезать два окна, расположенных одно над другим. Длина каждого окна — 315 мм, высота нижнего – 200 мм, верхнего – 400 мм.
- К получившимся проемам приваривают петли и устанавливают задвижки.
- Из листа стали толщиной 4 мм необходимо вырезать кольцо, диаметр которого будет соответствовать внутреннему диаметру баллона. В центре кольца следует вырезать отверстие для трубы горелки. Полученное кольцо будет выполнять функцию перегородки между теплообменником и зоной горения.
- Чашу-испаритель изготавливают из тормозного диска легкового автомобиля. В заготовке необходимо заварить имеющиеся отверстия двумя круглыми деталями, одна из которых будет колпаком, вторая – дном. Чашу испаритель помещают внутрь баллона.
- Из листа стали следует вырезать полосу и два полукольца. Сварка этих деталей между собой и последующее приваривание полученных изделий к корпусу баллона позволит сформировать кожух водяной рубашки.
- В нижней и верхней частях кожуха следует просверлить отверстия необходимого диаметра и вмонтировать в них патрубки, через которые будет осуществляться подача и отвод теплоносителя.
- Из листа стали нужно вырезать крышку котла, прорезать в ней отверстие для дымовой трубы, после чего установить на котел.
- На боковой поверхности баллона следует просверлить отверстие и установить в него трубу для подачи топлива. На втором конце трубы нужно установить емкость для масла. Между емкостью для масла и корпусом печи должен быть установлен вентиль.
Для розжига котла необходимо наполнить бак топливом, открыть вентиль и дождаться пока масло тонким слоем заполнит плоскость днища. Далее, поверх масла необходимо налить незначительное количество керосина и поджечь его. Интенсивность горения регулируют вентилем.


