Согласно Закону об энергоснабжении, с 01 июля 2012 года каждая квартира многоквартирного дома должна быть оборудована индивидуальными счетчиками учета потребления воды. Также, данный закон устанавливает сроки поверки счетчиков воды и регулирует сроки их замены. Водомеры, перед продажей, проходят обязательную поверку на заводе-изготовителе и в техническом паспорте прибора указан срок последующей.

Срок и периодичность поверки счетчиков воды

Чем выгодно использование счетчиков

Нормы потребления воды на одного человека приняты практически во всем мире. Расчет ежемесячной оплаты производится соответственно нормам, но на самом деле, большинство людей тратит воды менее норм. В многоквартирных домах оплата может быть распределена между жителями подъезда или всего дома. Таким образом, жители, которые привыкли экономно использовать воду, вынуждены оплачивать сверх своих нужд, за соседей, полив растений ЖЭУ и т.п. При установке индивидуальных водомеров учета оплата производится только за ту воду, что поступила в данную квартиру. Они укажут точное количество кубометров использованной горячей и холодной воды, благодаря чему владельцу жилья не придётся переплачивать за чужие использованные кубометры.

Зачем нужна поверка счетчиков?

Как и все приборы, счетчики учета водопотребления нуждаются в проверке технического состояния. Со временем водомеры индивидуального учета могут засоряться отложениями минеральных солей, ржаветь, что затрудняет проход воды, следует учесть и износ прибора в процессе эксплуатации. Для сверки фактического количества расхода горячей и холодной воды и показаний счетчика требуется проверка.

Какие установлены сроки поверки счетчиков?

Срок поверки водомеров устанавливается на заводе, занимающемся их производством. В технический паспорт вносятся данные о следующем сроке проверки.

Типы поверок:

  1. Первичная – заводская, предпродажная поверка счетчиков воды. Проверка после ремонта счетчика проводится мастером, установившим его.
  2. Согласно рекомендуемому промежутку времени. Срок для установленных на трубах с горячей водой 4 года, больший для холодной – от 5 до 6 лет.
  3. Поверка проводится после определенного объема воды на основании показателей ИПУ. К сожалению, этот метод малораспространен. Он более точен и позволяет существенно сэкономить на обязательной поверке.
  4. Внеочередная поверка счетчиков воды – ее проведение обусловлено утратой техпаспорта или документации о предыдущей проверке. Также, в том случае, если водомер длительное время не эксплуатировался или есть факты, подозрения, что показания прибора не соответствуют действительности.
  5. Поверка инспекционная проводится сотрудниками метрологической службы. Сотрудник, по окончании сверки и снятия показателей прибора, выдает документ, о результате проделанной работы, который регистрируется в управляющей компании.

Кто предупредит?

В большинстве управляющих компаний есть реестры, где записан срок проверки ИПУ по квартирам. Уведомления рассылают и фирмы, устанавливающие счетчики. Но, существуют организации, которые не предупреждают о сроке проверки и переводят жильцов на оплату по стандартным нормам автоматически, если в должные сроки хозяин жилья не передал данные о проведенной поверке.

Как проводится поверка?

Поверка проводится посредством выбранного владельцем одного из вариантов:

  1. Демонтаж прибора, который после передается для поверки в метрологическую лабораторию. Перед демонтажом прибора – снятия показаний. Проверка в лаборатории проводится в срок от нескольких часов до 2-х недель. Неудобства этого метода не только в сроке поверке, но и в его стоимости. Для демонтажа вызывается мастер, который помимо снятия прибора, записывает его показания и показания временного прибора. Визит мастера обойдется от 500 до 1000 рублей. Услуги метрологического центра, также платные, стоимость проверки одного прибора может варьировать от 300 до 500 рублей, и зависит от срочности выполнения работы.
  2. Поверка без демонтажа посредством вызова специалистов на дом.
  3. Замена счетчика на новый прибор с заводской поверкой.

Результаты проверки, к сожалению, может пройти не всякий прибор. В том случае, если счетчик не проходит поверку, то он, соответственно Закона «Об обеспечении единства измерений», показания расхода воды не могут учитываться при оплате водопотребления. В связи с этим, владельцу придется приобрести новый прибор или же оплачивать по существующим средним нормативам.

Наиболее привлекательным способом проверки, несомненно, является проверка специалистом на дому.

Проверка счетчика без демонтажа

Для проведения такой проверки необходимо подать заявление в метрологическую лабораторию. В назначенный срок, к владельцу прибора приезжает специалист, который проверяет ИПУ специальным оборудованием – проливной расходомерной установкой. Следуя советам «бывалых» заявку лучше подать предварительно, чтобы срок проверки, в ожидании очереди не истек.

В чем суть способа?

Проверочная установка подсоединяется к любому смесителю, например к душевому шлангу. В резервуар, находящийся на весах, направлен выходной шланг установки. Перекрываются краны. Специалист проверяет, что нет изменений в показателях ИПУ. После, на 2 – 3 литра заливают резервуар. Записывается вес, который переводится в литры. После снятия показателей прибора, проводятся неоднократно замеры – 5, реже более, раз. Все показатели фиксируются, потом проводятся расчеты средних величин, вычисляется погрешность для счетчика. Если рассчитанная величина входит в допустимые пределы, то специалист вписывает в техпаспорт результаты и выдает документы об успешном прохождении поверки.

Плюсы

  1. Экономия времени.
  2. Экономия на демонтаже и последующей установке прибора.
  3. Отсутствие риска повреждения трубовода.
  4. Стоимость поверки обойдется дешевле. Вызов специалиста для проверки одного прибора — от 500 до 1000 рублей.

Минусы

  1. Проверка не полностью отражает техсостояние прибора.
  2. Оплата за поверку и за покупку нового прибора в том случае, если счетчик не прошел проверку.

После поверки

Владелец счетчика, прошедшего проверку, направляет заявку в управляющую компанию, где указаны:

  1. Ф.И.О. владельца жилья;
  2. паспортные данные;
  3. контактный телефон;
  4. дата поверки;
  5. данные прибора – заводской номер, тип, в некоторых случаях потребуется копия техпаспорта ИПУ;
  6. данные организации, установившей ИПУ.

Полученная заявка должна быть рассмотрена в управляющей компании, а сведения обновлены, не позднее 15 дней. В случае нарушения срока внесения данных, счетчик все едино будет считаться введённым в использование, соответственно Федерального Закона.

Чем отличаются счетчики горячей воды

Приборы для холодной, горячей воды используются одного и того же типа, отличие в материалах, из которых они изготавливаются. Также допустимая погрешность для счетчиков на горячую воду значительно выше, чем на холодную. С этим связанны и более ранние сроки поверки счетчиков воды. Сроки проверки водомеров горячей воды, определены законом раз в четыре года. Есть универсальные счетчики, которые работают на измерение водопотребления от + 5 до + 90 градусов по Цельсию.

Можно ли устанавливать счетчик и проводить поверку самостоятельно?

Владелец квартиры может самостоятельно установить счетчик расхода, но в обязательном порядке пригласить мастера для опломбирования, осмотра правильности установки. По закону, эта услуга бесплатно. В случае если с вас требуют оплаты, необходимо сослаться на Постановление Правительства РФ № 824, в котором регламентируются правила на предоставляемые услуги в ЖК сфере.

Самостоятельная поверка счетчика, является нарушением законодательства, и ее данные не могут быть приняты управляющей компанией.

Счетчик не прошел поверку. Что будет и что делать?

Если владелец вовремя не провел проверку ИПУ, то управляющая компания переводит его на оплату по стандартным нормативам автоматически. Штрафов, за нарушения срока проверки – не существует.

В том случае, если ИПУ технически неисправен, не прошел проверку, и владелец собирается продолжать использование ИПУ, следует купить и установить новый, следуя установленному законодательству.

Почему счетчики имеют ограниченный срок использования?

Согласно ГОСТу крыльчатые счетчики, а именно такие обычно устанавливаются, имеют срок службы 8 -12 лет, это зависит от материалов изготовления и модели. Гарантия на них – полгода с начала пользования.

По статистическим данным, в 42% случаев, водомеры ломаются чаще всего по истечении интервала между проверок, при этом водомеры горячей воды ломаются быстрее.

Другая часть приборов выходит из строя спустя 5 – 7 лет использования.

Причины поломок:

  • Нарушения норм подаваемой в трубовод воды – повышенная жесткость, наличие в ней твердых частиц, разного рода примесей и т. д.
  • Нарушения работы фильтра в системе водоснабжения, ржавчина труб.
  • Для водомеров горячей воды – воздействие температур, сезонные отключения воды.
  • Установка магнитов, для уменьшения показателей счетчиков. Кстати, выпускаются счетчики, которые имеют антимагнитную защиту. Это указывается в техпаспорте.